Весной, когда со многих отечественных дорог снег «сходит» вместе с асфальтом, большинство автолюбителей клянут дорожные службы за плохо качество плотна и ждут не дождутся, когда же начнется очередной сезонный ремонт дорожного покрытия. При этом многие забывают, что асфальт — это лишь верхний и самый изнашиваемый слой дороги, а ее фундамент и основа долговечности — земляное полотно лежит гораздо глубже. И если во время строительства дороги земляное полотно было уплотнено недостаточно хорошо, то ежегодного ямочного ремонта не избежать: асфальтовый слой будет деформироваться постоянно.
Проблема большинства современных дорог в том, что их возводят в любое время года, не учитывая порой, что методы уплотнения в зимний период значительно отличаются от работ в летнее время. До 30-х годов прошлого века, когда в России еще не было налажено производство битумных эмульсий и практики ямочного ремонта не было и в помине, большинство дорог строилось в теплое время года и с обязательным соблюдением стадий строительства: после возведения земляного полотна требовалось сделать перерыв перед укладкой покрытия. За это время полотно дополнительно оседало и, таким образом, самопроизвольно уплотнялось. В некоторых случаях перерывы между стадиями достигали 2—3 лет.
Такая система работы имела простое объяснение: механизированных средств для эффективного уплотнения грунта не было. После того как в 30-е годы прошлого столетия в США и многих странах Европы развернулось массовое дорожное строительство, стадийная система возведения дорог стала неудобной. Необходимо было наладить работы вне зависимости от времени года, а для этого, естественно, требовались услуги спецтехники и средств для уплотнения грунта. Эта задача, впрочем, и сегодня актуальна для многих регионов России, например, для районов, расположенных в болотистой местности или зоне вечной мерзлоты.
Поскольку появился спрос, возникло и предложение: на экскаваторах стали использовать специальные трамбующие плиты, а позже появились гусеничные трамбующие машины и кулачковые катки. Но помимо механического воздействия на грунт появились также и методы внутреннего уплотнения почв: было введено понятие оптимальной влажности земляного грунта и выявлено влияние влажности на качество уплотнения. Сегодня после предварительного уплотнения грунта часто используется обработка эмульсией земляного слоя перед нанесением поверхностного покрытия. Это в значительной степени повышает прочность дорожного полотна.