Еще в школе нам рассказывали о том, как появились многие профессии, напрямую связанные с жизнедеятельностью человека. Без труда можно найти массу литературы, посвященной таким профессиям, как учитель, врач и даже космонавт. Что же касается секретарского дела, то в этом отношении обнаруживается некий информационный вакуум. Почему так получилось?
Серьезными исследованиями истории делопроизводства и профессии секретарь никто не занимался. Этапы формирования можно определить лишь приблизительно вследствие неравномерного развития человеческого общества, они индивидуальны для отдельно взятого региона.
У каждого народа процесс становления профессии секретарь проходил по-разному, и проследить это можно лишь на основании исследований развития письменности, государственного устройства или же судебной практики. Одним из важных моментов при изучении вопроса формирования данной профессии будет попытка проследить этот процесс в контексте всемирной истории и общего развития цивилизации.
С появлением и окончательным формированием государств создается административная организация и социальная структура. Службы получают
госзаказ, связанные с накоплением и передачей информации, проходят процесс становления и обретают уже вполне знакомые черты. В разных странах мира и в разные эпохи представители секретарских служб назывались по-разному, но суть их деятельности в большинстве случаев была одинакова.
Недавно мне довелось прочитать, что первым секретарем можно считать Моисея, который записал Десять заповедей Божьих. Думаю, что это можно воспринимать только как не очень удачный юмор, хотя некое рациональное зерно, несомненно, есть. По схожести основных функций можно провести аналогию между писцами древности и современным секретарем. Итак, с чего же все началось? Какова одна из основных функций современного секретаря? Конечно, в первую очередь — работа с информацией, ее накопление и передача.
Древнеегипетская письменность — это смесь пиктограмм, идеограмм и фонограмм. Чтобы читать это письмо, необходимо было выучить не менее 700 иероглифов, всего же их насчитывалось несколько тысяч. Читать и понимать текст помогали около сотни детерминатив. Что это такое? Приведем пример: понятия "дом" и "выходить" передавались на письме одинаковыми знаками. Если возле этого знака ничего не стояло, он означал "дом", если же добавлялся дополнительный знак в виде пары шагающих ног — это означало "выходить". В VII веке до н. э. получает широкое распространение более удобный стиль письма — демотика ("народное письмо" — это название дал ему Геродот ).
Он напоминает современную стенографию и представляет для египтологов наибольшую трудность. Ранним своим развитием египетская письменность обязана, прежде всего, широкому применению письма в государственном делопроизводстве. Этим объясняется и относительно раннее развитие счетного дела — древние египтяне оперировали громадными числами и имели письменные знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1 000 000. Египтяне писали горизонтальными рядами справа налево или вертикальными — сверху вниз, причем столбцы шли справа налево. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение "красная строка"), а весь остальной текст был черного цвета. Писали заточенной камышовой палочкой (каламом).
Искусству письма египтяне обучались в специальных платных школах, которые существовали при храмах. Преподавали там не только чтение и письмо, но и основы известных на то время научных знаний. Школы готовили грамотных чиновников-делопроизводителей, в конце обучения им присваивали звание "писца, получившего дощечку". Некоторые выпускники достигали вершин чиновничьей карьеры. Так, сохранилось письменное упоминание об одном бедном юноше, который "достиг стоп фараона благодаря своей дощечке для письма".
Сложность староегипетской письменности обусловила появление в обществе культа грамотности. Грамотность, а не военная доблесть, ценилась превыше всего — путь к власти "лежал не через меч, а через перо". Однако непомерно высокий социальный престиж чиновников-грамотеев, по словам одного древнеегипетского "историка-публициста", способствовал возникновению "социального чванства". Некоторые писцы получали признание и славу, их считали полубогами, а их мудрость воспевали поэты.
Сложно переоценить историческое значение древнеегипетской письменности — она стала родоначальницей самого древнего алфавита в Африке и основой создания семитских алфавитов, прежде всего финикийского, с которого началась история современного алфавитного письма.