Ценообразование в процессе составления смет является одним из наиболее важных процессов экономической работы на предприятии. Перед любым из них, будь то коммерческая или некоммерческая организация, стоит задача определения стоиомсти на свои услуги, товары и прочее. От того, насколько грамотно определена стоимость того или иного вида деятельности в работе предприятия, будет зависеть рентабельность производства, а также многие другие показатели. А именно от данных показателей в свою очередь будет зависеть конкурентоспособность предприятия.
Ценообразование - довольно сложный механизм, так как в данном процессе отражаются множество факторов, например, таких как динамика затрат, соотношение спроса и предложения, монополизация рынка, показателей результатов труда.
В зависимости от того, какой вид государственного регулирования цен выбран, они подразделяются на регулируемые и договорные. В наше время применяют административное регулирование стоимости только на продукцию так называемых естественных монополий (энергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ). На все остальные группы товаров действуют договорные цены.
В зависимости от некоторых условий поставки, разделяют оптовые и розничные цены.
Оптовые применяются для больших партий товаров. Розничные используют для продажи товара отдельным покупателям довольно мелкими партиями.
В зависимости от условий контрактов применяют:
Фиксированные цены на товар, оказание услуг и проведение работы, будь то выполнение строительной экспертизы или проведение технического надзора. Цены с возмещением издержек производства как с обеспечением прибыльности, так и без него. Определение стоимости на поставки стандартных товаров, которые устанавливаются по итогам торгов и конкурсов. Выбирая один из методов ценообразования необходимо использовать обоснованные факты в пользу того или иного способа. С позиции производителя, установка цены заключается обычно в установке усредненной стоимости затрат производства.
С позиции установки цены при помощи определения потребительских свойств товара распространенным способом здесь является сравнение параметров конкретного товара с базисным.
Какой бы из способов образования стоимоости Вы не выбрали, необходимо помнить, что в результате туда должно быть заложено множество факторов, таких как и возможность сбыта и конкурентоспособность.